КНИГА О КУНЦЕВО

Оглавление

Часть 1: Глава 1 Глава 2 Глава 3 Глава 4 Глава 5

Часть 2: Глава 1 Глава 2 Глава 3 Глава 4 Глава 5 Глава 6 Глава7 Глава8 Глава9 Глава 10 Главы 15-18 Главы 19-21 Главы 22-25 Часть 3

 

Глава 3. О КРЕСТЬЯНАХ

В литературе, описывающей положение российских крестьян, мы встреча емся с названиями: «крестьяне дворцовые», «крестьяне владельческие», «кре стьяне монастырские», «крестьяне черносошные».

Разделение крестьян на разряды происходило на всём протяжении исто рии этого сословия. Процесс распада общиннородового устройства жизни наших далёких предков привёл к появлению государственного устройства и, следовательно, государственной власти. С появлением государственной вла сти появились властители — князья.

Русские князья, как великие, так и удельные, имели свой придворный штат, члены которого назывались «дворовые люди» (от слова «двор»). В состав дво ровых людей входили такие чины: бояре, окольничие, дворецкие, думные дво ряне, стольники, дружинники и др. Боярином назывался ближний к князю человек, советник князя в Древнерусском государстве (IX–XIII вв.). Позже — высший служебный чин в Русском государстве XIV–XVII вв., феодалземле владелец.

Князья со своими дружинами завоёвывали земли, облагали земли данью, часть земель жаловали дворовым людям (дворянам). Так произошло разделе ние на людей служилых и податных: первые служили князю, вторые обеспе чивали князей материально, платили дань.

Земли, доставшиеся дворянам, переходили к ним в наследственное владе ние, становились частной землёй — «частновладельческой», а крестьяне — «владельческими».

Земли, не вошедшие в княжеские (позже — дворцовые), в монастырские или в частновладельческие, назывались чёрными землями, а крестьяне, жив шие на них, — черносошными.

Николай Иванович Костомаров (1817–1885 гг.), один из основополож ников русской исторической мысли, знаменитый историк, этнограф, пи сатель, оставил нам описание устройства общества на рубеже XVI–XVII сто летий.

В старинной Руси мирские люди по отношению к государству делились на служилых и неслужилых. Первые обязаны были государству службой воинс кой или гражданской (приказноё); вторые — платежом налогов и отправле нием повинностей. Обязанности этого рода назывались тяглом. Исполняв шие их «тянули», были тяглые люди (налогоплательщики).

Порядок выполнения тягла определялся системой налогообложения (на логовым законодательством). Система налогообложения кроме фискальной функции (формирования казны государства) выполняла социальнооргани зующую задачу: она расставляла социальные слои населения по своим мес там, выстраивая сословную иерархическую лестницу. Крестьяне черносош

ные занимали низшую ступеньку такой лестницы.

Начиная с середины XVI столетия до крестьянской реформы 1861 г. в Московском государстве действовали в разное время три системы налого обложения: посошное обложение (XVI–XVII вв.); подворное обложе ние (1679–1724 гг.); подушная подать (1724–1887 гг.).

Введению той или иной системы сбора податей предшествовала пе репись податного населения. Ре зультаты переписи заносились в кни ги: писцовые книги, крепостные книги, ревизии.

При введении посошного обложе ния правительство создало специаль ные комиссии, которые выезжали из Москвы на места и составляли хозяй Николай Иванович Костомаров ственное описание владений — писцовые книги. Писцовые книги служили основанием для податного земельного обложения (размера налога). За еди ницу исчисления обложения бралась соха — определённое количество земли. При посошном обложении учитывались доходы, получаемые не только от зем ли, но и от других видов деятельности. Постепенно, по мере возрастания про мысловоторговой деятельности податного населения, посошное обложение стало терять поземельный характер, всё более учитывая промысловоторго вую деятельность, что привело к отмене посошного и замене его подворным обложением.

Подворное обложение вводило обложение населения России прямыми налогами, взимаемыми со двора (семейного хозяйства). После переписи на селения в 1676–1678 гг. и составления крепостных книг правительство в 1679 г. ввело подворное обложение, что увеличило контингент налогообла гаемого населения. Правительство определяло общую сумму налога с общи ны, а крестьянская община имела право распределять налоги между двора ми, членами общины, исходя из их состоятельности. При посошном обложении налоги взимались только с тех крестьян, которые были записа ны в писцовых книгах, в частности, налог не платили бобыли*. Подворное обложение уже не нуждалось в выяснении, сколько и каких людей живёт «во дворе» и в каких экономических отношениях они находятся. Налог брался от дохода общины, а сама община решала, какую часть этого общего мыта (налога) брать с того или иного двора. Часть общего общинного налога, на значаемого какомулибо двору, называлась «выть», таким образом, выть — это часть мыта.

Пётр I ввёл в 1724 г. подушную подать, которой было отменено подворное обложение. Введению подушной подати предшествовала перепись населе ния — ревизия. Этот налог отменял какиелибо льготы, ранее существовав шие для отдельных разрядов крестьян. Налогом облагалось всё мужское насе ление податных сословий (все разряды крестьян, посадские люди, купечество). Размер подушной подати всего государства определялся суммой, необходи мой для содержания армии и флота. Первый размер налога составлял 80 копе ек в год с одной ревизской души.

Правительство, вводя ту или иную систему обложения податного населе ния, стремилось всегда к одной цели — пополнить казну. Пополнять казну нужно таким образом (это понимает любое правительство), чтобы не слиш ком обременять население, чтобы оно было налогоплатёжным. С другой сто

* Бобыли — бедное, иногда бездворовое, феодально зависимое население, платившее уменьшенныйналог. При введении подушной подати приравнены к крестьянам.

роны, система налогообложения должна максимально исключать возможность ухода от уплаты налога.

Посошная подать позволяла уходить от уплаты налога. Для этого нужно было не записываться в писцовую книгу. Бобыли, казаки в писцовые книги не попадали, т. к. у них не было собственной земли (собственности). Если крестьянин видел, что налог слишком обременителен, он мог перейти в дру гую местность и не платить налог как бобыль.

Подворное налогообложение освобождало правительство от постоянной заботы о сборе мыта, переложило эту работу на общину. Но в этой системе сбора налога появились проблемы, которые были связаны с льготами для раз личных разрядов крестьян.

Пётр I упростил налоговую систему: налог не стал зависеть ни от количе ства земли, ни от разряда крестьян, он взимался с любого податного человека мужского пола (ревизской души). Для того чтобы собранные налоги доходи ли до казны, нужно было не только законодательно установить порядок взи мания податей, но и организовать систему контроля сбора этих податей. Эту задачу на Руси решали органы самоуправления. Крестьяне имели право вы бирать из своей среды излюбленных голов (старост), а также так называемых лучших людей (целовальников или земских судей).

Органы самоуправления*

IX–XV вв. Вече — племенная сходка, собрание горожан. Вследствие усиления княжеской власти (начиная с XII в.) происходило сни жение роли и значения веча в решении всех вопросов, исклю чая участие в простом комплектовании народного ополчения. Просуществовало до второй половины XV в.

1556 г. В уездах и волостях, где ещё отсутствовало помещичье зем левладение, крестьяне черносошных и дворцовых земель, а так же посадские люди в городах получили право выбирать из сво ей среды «излюбленных голов» (старост), а также «лучших людей» (целовальников или земских судей).

Делопроизводство земского старосты и целовальника вёл выборный земский дьяк. Округом каждого земского старосты чаще всего была волость или город. В осуществлении своих фун

* Энциклопедический справочник «Мир русской истории», Изд. «Вече». М., 1977.

кций земский староста и целовальники опирались на ранее вы борные должности крестьянской общины — сотских, пятиде сятских, десятских.

Сначала все должностные лица земского самоуправления вы бирались на неопределённый срок, и население могло их «пере менить». Позднее для них были введены ежегодные выборы. В ведении земских органов находились сбор подати — окупа, а также разбор гражданских и второстепенных уголовных дел (крупными уголовными делами ведали губные органы) среди черносошных крестьян и посадских людей.

Земские и губные избы ограничили и заменили систему кор млений, приняв на себя финансовоналоговую (земские) и по лицейскосудебную (губные) функции. Компетенция изб зак реплялась в губных грамотах и земских уставных грамотах, подписываемых царём; их штат состоял из лучших людей, сот ских, пятидесятских, старост, целовальников и дьяков.

В ведении губных старост находились тюрьмы с тюремны ми служителями (целовальниками, сторожами), палачи, а так же выборные от населения — сотские и десятские. Губного ста росту свободное население округа выбирало из дворян и детей боярских, целовальников — из черносошных крестьян или по садских.

Земские органы самоуправления — земские старосты и це ловальники — избирались черносошными крестьянами и по садскими людьми на сходах в городах, станах, волостях и пого стах. Земские органы ведали раскладкой податей между населением, надзирали за тем, чтобы тяглецы не уклонялись от несения тягла. Земские органы осуществляли и некоторые полицейские функции, следили за сохранением спокойствия, за соблюдением таможенных сборов и т. п.

В XVII в. произошла реорганизация местного управления: земские, губные избы и городовые приказчики стали подчи няться назначаемым из центра воеводам, принявшим на себя административные, полицейские и военные функции.

Воеводы опирались на специально созданный аппарат (при казные избы) из дьяков, приставов и приказчиков.

1699 г. Изпод власти воевод было выведено посадское население.

Купечество, ремесленники и мелкие торговцы городов полу

чили право выбирать из своей среды бургомистров, объединяв XVI–XVII вв.

1702 г. 1715 г.

1718–1720 гг.

1727 г. 1761 г.

1766 г.

Глава 3. О крестьянах

шихся в бургомистерские (земские) избы. Во главе каждой избы стоял президент — должность, исправляемая бургомистрами поочередно. Бургомистерские избы подчинялись только рату ше в Москве.

Земские соборы подключались к решению вопросов внеш ней и внутренней политики, законодательства, финансов и го сударственного строительства. Вопросы обсуждались по сосло виям (палатам), но принимались всем составом собора.

Возникновение института воеводских товарищей (вместо губных старост).

Избрание местным дворянством Ландратных комиссий, контролирующих деятельность административных органов уездов.

Реорганизация органов городского самоуправления (ратуш, изб) и создание магистратов, подчинённых губернатору.

Магистраты представляли собой коллегиальные учрежде ния, состоявшие из президента, 2–3 бургомистров и 2–8 рат манов (в зависимости от значения и величины города). Эти должностные лица выбирались не из всего посадского насе ления, а лишь из «граждан первостатейных, добрых, пожиточ ных и умных». В ведении магистратов находилось всё управ ление городом: уголовный и гражданский суд, полицейские, финансовые и хозяйственные дела. Магистратам подчинялись гильдии и цеха.

Преобразование магистратов в ратуши.

Сенатский Указ о созыве сословных представителей (от дво рянства и купечества) для обсуждения и утверждения проекта судебных документов (Нового уложения).

Создание депутатской комиссии для подготовки «Наказа» с включением в её состав представителей от центральных орга нов власти, уездного дворянства, жителей каждого города, од нодворцев, пехотных солдат, государственных крестьян, неко чующих инородцев, казаков.

— 19 —

В работе комиссии не участвовали: представители духовен ства, военные и крестьяне (частновладельческие, экономичес кие, дворцовые).

Депутатский ценз устанавливался для каждого сословия от дельно. Избираться могли лица не моложе 25 лет. Для крестьян и низшей курии устанавливались дополнительные требования: наличие собственного дома, семьи, знание грамоты, отсутствие судимости. Дворяне избирали также своих уездных предводи телей, горожане — городского голову.

1775 г. Губернская реформа. Избрание уездным дворянством пред водителя, земского исправника, уездного судьи, заседателей.

1785 г. «Жалованная грамота дворянству»: декларирование принци

пов местного дворянского самоуправления. Дворяне создавали

общества или собрания с правом юридического лица, собствен

ными финансами, имуществом, учреждениями, служащими.

Собрание могло делать представления местным властям, центральным учреждениям и императору по вопросам «обще ственной пользы».

Собрание избирало своих уездных предводителей; 1 раз в 3 года — кандидатов в губернаторы, а также заседателей в суды.

«Жалованная грамота городам»: декларирование принципов городского самоуправления. Горожане, обладавшие определён ным имущественным цензом (уплата налога в размере не ме нее 50 руб. в год) и не моложе 25 лет, составляли «общество градское», которое раз в три года избирало городского голову, бургомистров и ратманов для городового магистрата (городс кого суда) и гласных (депутатов) общей градской думы. После дняя выбирала «шестигласную думу» (по одному гласному от каждого разряда горожан) для заведования делами городской администрации и хозяйства. Она заседала один раз в неделю под председательством городского головы.

В компетенцию городского самоуправления входило: обес печение в городе тишины, согласия и благочиния, разрешение внутрисословных споров, наблюдение за городским строитель ством. Таким образом, после реформы 1785 г. вновь образован ные органы местного самоуправления были отстранены от ре шения многих вопросов, которые до этого находились в ведении петровских ратуш и магистратов.

Основная часть городских расходов приходилась не на нуж ды города, а на содержание администрации, полицейских уч реждений, тюрем, казарм и прочих правительственных учреж дений.

1847 г. Закрепление системы крестьянского самоуправления: воло

стной сход — волостное правление — сельский сход — сельс

кий староста.

1861 г. Крестьянская реформа.

Для крестьян, вышедших из крепостной зависимости, были

созданы крестьянские сословные учреждения: сельские и во

лостные сходы, сельские и волостные должностные лица, воз

главляемые сельскими старостами и волостными старшинами,

волостные правления, волостные суды.

Каждое сельское общество (включавшее одно или несколь ко селений) имело сельский сход, который выбирал сельских должностных лиц (сельского старосту, сборщика податей, сот ских, десятских) и разрешал некоторые поземельные дела (на пример, переделы общинных земель), раскладку налогов, мел кие правовые вопросы.

Гораздо большее значение имело волостное сословное кре стьянское звено — волостной сход. Волость представляла со бой крестьянскую сословную единицу, охватывавшую не сколько селений.

В состав волостного схода входили сельские и волостные лица во главе со старшиной, а также «десятидворники» — вы борные из каждых 10 дворов. Волостной сход выбирал волос тных должностных лиц, представителей на предварительный съезд для выбора гласных в уездное земское собрание от сель ских обществ, разрешал вопросы, обусловленные хозяйствен ными нуждами волости, утверждал приговоры сельских схо дов и т. д.

Избираемый волостным сходом на три года волостной стар шина выполнял полицейские функции: следил за «сохране нием общественного порядка, спокойствия и благочиния в волости». Ему подчинялись сельские старосты и другие дол жностные лица волости, а также волостное правление. Это уч реждение состояло из старшины, всех старост, сборщика по датей, одногодвух заседателей и писаря. Обязательным в волостном правлении было присутствие только старшины и писаря. Писарь назначался мировым посредником, а впослед ствии — земским начальником и играл в волостном правле нии немаловажную роль. Делопроизводство волостного прав ления было значительным.

1864 г. «Положение о губернских и уездных земских учреждениях».

Создание уездных земских собраний — органов земского са

моуправления в уездах, состоявших из земских гласных, изби

раемых на три года по трём куриям избирателей, предусмот

ренных положением:

1) уездными землевладельцами (преимущественно из дворян

помещиков с высоким имущественным цензом: уездные

землевладельцы с меньшим цензом участвовали в выборах

через уполномоченных); 2) городскими избирателями (должны были располагать купе

ческим свидетельством либо предприятием определённого

размера);

3) крестьянскими обществами (имущественный ценз не пре

дусматривался, но была введена система трёхступенчатых

выборов: крестьяне, собравшиеся на волостной сход, посы

лали своих выборщиков на собрание, которое в свою оче

редь избирало земских гласных).

Уездное земское собрание, заседавшее под председательством

уездного предводителя дворянства, избирало свой исполнитель ный орган — земскую управу из председателя, который затем ут верждался губернатором, и членов управы (от двух до шести че ловек), а также губернских земских гласных, составлявших губернское земское собрание. Последнее избирало губернскую земскую управу в составе председателя и 6 членов. Председатель утверждался в должности министром внутренних дел.

В компетенцию земских учреждений входило: заведование ка питалами, имуществом и деньгами земства; содержание земских зданий и путей сообщения; обеспечение «народного продоволь ствия», осуществление благотворительности, взаимное земское страхование имущества, попечение о развитии местной торговли и промышленности, здравоохранения и образования и др.

1870 г. «Городовое положение». Введение всесословного местного самоуправления в городах. Создание городских дум с город скими управами (исполнительными органами). Все городс кие избиратели в соответствии с имущественным цензом де лились на три группы, каждая из которых избирала треть гласных в городскую думу.

В выборах органов городского самоуправления прини мал участие довольно широкий круг избирателей: лица, до стигшие 25летнего возраста, владевшие недвижимостью, промышленными или торговыми предприятиями, занимав шиеся кустарными промыслами или мелкой торговлей. К выборам не допускались: лица, подвергавшиеся суду, от решённые от должности, подследственные, лишённые ду ховного сана.

Юридические лица и женщины участвовали в выборах через представителей. Голосование было тайным. Дума и управа избирались на 4 года, половина состава управы дол жна была обновляться через каждые 2 года.

Думу и управу возглавлял городской голова, утверждае мый в своей должности губернатором или министром внут ренних дел. Он мог приостановить решение управы. Раз ногласие думы и управы разрешал губернатор. В составе управы устанавливалось предельное число лиц нехристи анского вероисповедания. Оно не могло превышать одной трети. Городской голова не мог быть лицом еврейской на циональности.

В компетенцию городской думы входило: назначение выборных должностных лиц; установление городских сбо ров; сложение недоимок; установление правил о заведова нии городским имуществом; приобретение городской не движимости; заём денежных средств и др.

В пользу города дума могла устанавливать следующие сбо ры: с недвижимог имущества (оценочный сбор); с докумен тов на право торговли и промышленности; с трактиров, по стоялых дворов и съестных лавок; с извозного промысла, частных лошадей и экипажей; с квартир и жилых помеще ний; с собак; с аукционов и т. д.

Средства думы расходовались на: управление; обществен ные здания и помещения; городские займы; учебные и бла готворительные заведения; содержание воинских частей, полиции; тюрьмы. Смету расходов и доходов контролиро вал губернатор.

— 23 —

1890 г. Пересмотр «Положения о губернских и уездных земских

учреждениях».

Сохранив куриальную систему выборов, правительство от казалось от принципа представительства по первой курии: в неё входили теперь исключительно потомственные и личные дво ряне. Для усиления их роли в земских органах в дворянской курии снижался имущественный ценз.

Одновременно с этим ценз значительно увеличивался по второй (городской) курии. Соответственно изменялось число выборщиков от этих курий: от первой оно возрастало, от вто рой сокращалось.

По отношению к крестьянской курии усиливался контроль администрации — земских начальников, губернатора. После дний теперь по своему усмотрению назначал гласных в уездное земское собрание.

Закон предоставил губернатору право приостанавливать любое постановление земского собрания, если оно «не соот ветствовало общим государственным пользам и нуждам» либо «нарушало интересы местного населения».

1892 г. Новое «Городское положение».

Если прежде к выборам в органы городского самоуправле

ния допускались практически все плательщики налогов, то со

гласно новому закону в число выборщиков могли попасть толь

ко лица с определённым имущественным цензом (в зависимости

от ценности принадлежащего им имущества).

1902 г. Проведение первого всероссийского съезда для разработки вопросов местного самоуправления.

1906 г. Избрание губернскими земскими собраниями членов Госу

дарственного совета (от каждого собрания избирался один пред

ставитель сроком на три года).

1917 г. «Временное положение о земских учреждениях» (май).

Компетенция земских органов самоуправления значитель

но расширилась в сравнении с Положением 1890 г. Надзор за

земствами возлагался на губернского комиссара Временного

правительства. Министерство внутренних дел утверждало до

говоры с частными лицами об устройстве ими земских соору жений, о переустройстве дорог и пристаней, о заключении зай мов под залог земского имущества. Исполнительным органом земств становилась милиция.

Органами власти на местах оставались уездные земские со брания, составляемые на три года из гласных от сельских мест ностей и городов. Снимался возрастной ценз. К участию в вы борах не допускались военнослужащие. Списки кандидатов подписывались десятью избирателями, ценза оседлости не тре бовалось. Контроль за выборами осуществлял Сенат.

Губернские земские собрания выбирались уездными собра ниями. Компетенция земств значительно расширилась: к их ве дению были отнесены вопросы охраны труда, создания бирж труда и общественных мастерских, оказания юридической по мощи, устранения дороговизны и т. д.

Общее руководство земскими учреждениями осуществлял Всероссийский Земский Союз. Деятельность городских (и рай онных) дум и управ возглавлял Совет дум. Положение о «Все российском Земском Союзе» было принято в июне 1917году. Его компетенция заключалась в осуществлении мероприятий, выз ванных потребностями общеземского характера, войной и её по следствиями. Для решения этих проблем Союз создавал фабрич нозаводские, торговые и кредитные предприятия, широко используя предоставленное ему право юридического лица. Он оперировал средствами, формирующимися как за счёт казны, так и из доходов самого Союза. Его органами были: собрание уполномоченных, Главный комитет, ревизионная комиссия.

Закон «О волостном земстве» (май).

Все волостные органы, кроме волостных земств, упраздня лись. На них возлагались обязанности, ранее лежавшие на во лостных правлениях и волостных старшинах. В компетенцию волостных земств вошло: раскладка повинностей; заведование капиталами, имуществом и деньгами земства; осуществление пожарных, санитарных и коммунальных мероприятий; устрой ство бирж труда и т. д.

Исполнительным органом стала волостная управа, заменив шая также волостные продовольственные комитеты. В компе тенцию волостной земской управы входило: созыв собраний; подготовка проектов решений; объявление постановлений цен тральной власти; охрана порядка; продовольственные обязан ности.

— 25 —

Волостное земское собрание состояло из волостных земских гласных, избираемых на три года и работавших в нём безвоз мездно. Уездное земское собрание утверждало сделки по от чуждению волостным земством недвижимостей, установлен ные волостным земством сборы, договоры и займы.

Обращение и инструкция НКВД для местных советов: оп ределение принципов организации местного самоуправления, прав и обязанностей местных советов (декабрь).

Городские и земские органы местного самоуправления (со зданные в 60–70х гг. XIX века) либо ликвидировались по по литическим соображениям как враждебные, либо поставленные под контроль местных советов некоторое время продолжали работу. Земские управы часто превращались в отделы местных советов по управлению местным хозяйством. В процессе объе динения Советов рабочих и солдатских депутатов и советов крестьянских депутатов параллельно осуществлялась ликвида ция низовых земских органов.

1918 г. Издание ВЦИК декрета о создании волостных и сельских

комитетов бедноты, ставших опорой новой власти в деревне

(июнь).

Первая советская Конституция (июль).

Органами власти на местах объявлялись областные, губерн ские, уездные и волостные съезды советов, формировавшие свои исполнительные комитеты. В городах и селениях созда вались городские и сельские советы.

1924 г. Конституция СССР.

Высшим органом власти становился Съезд советов СССР,

избиравшийся от городских советов (1 депутат от 25 000 изби

рателей) и от губернских съездов советов (1 депутат от 125 000

избирателей).

1927 г. Положение «Об общих собраниях (сходах) граждан в сельс

кой местности»: наделение советов правом созывать или раз

решать сходы, определять повестку дня и контролировать их

деятельность.

Положение было закреплено в Общих началах землеполь зования и землеустройства 1928 г. После завершения сплош ной коллективизации сходы перестали собираться. На смену им пришли новые общественные организации: в 1929 г. — сель скохозяйственные производственные совещания при сельсо ветах, а в 1930 г. — сельские общественные суды, группы бед ноты и батрачества.

1936 г. Конституция СССР.

Высшим органом власти становился Верховный Совет СССР. Закреплялось всеобщее, равное и прямое избиратель ное право при тайном голосовании, предоставляемое с 18лет него возраста.

1957 г. Постановление ЦК КПСС «Об улучшении деятельности Со ветов депутатов трудящихся и усиление их связей с массами»: определение мер по усилению роли советов в хозяйственном строительстве посредством активизации работы их сессий и по стоянных комиссий, а также их включению в плановую и бюд жетнофинансовую работу.

1957–1960х гг. Верховными органами союзных республик были утвержде ны положения о местных (сельских и районных) советах, в ко торых конкретизировались организационные принципы их работы: сроки созыва сессий, функции исполкомов и посто янных комиссий, статус депутата.

1962–1963 гг. Разделение местных советов по производственному прин ципу на промышленные и сельские.

1964 г. Объединение советов.

1968–1970 гг. Расширение прав городских, районных, сельских и посел ковых советов как органов, обладающих всем комплексом пол номочий в пределах своей территории.

1978 г. Указ Верховного Совета СССР «Об основных правах и обя занностях районных Советов народных депутатов», а также аналогичные акты о правах и обязанностях городских, район ных (в городах), поселковых и сельских советов.

1980 г. Закон о полномочиях краевых, областных, окружных и об ластных (автономных) советов.

1990 г. Закон «О всенародном голосовании (референдуме СССР)»: декларирование новой формы непосредственного участия на рода в осуществлении государственной власти. Предметом ре ферендума могло быть: принятие новых или изменение дей ствующих законов СССР; выявление общественного мнения по наиболее важным вопросам. Право назначать референдум принадлежало Съезду или Верховному Совету СССР.

Крестьяне, проживавшие на территории деревень Кунцево, Мазилово, Да выдково, Татарово, Крылатское и др., относились к льготной категории крес тьян по налогообложению. Земли названной округи являлись вотчинами име нитых бояр, использовались они как охотничьи угодья и охранносторожевые посты на западной окраине Москвы. Многочисленные деревнихутора были разбросаны по всей местности на небольшом расстоянии одна от другой.

В каждой деревне кроме крестьян жили бобыли. По нашим, современным, представлениям бобыль — это одинокий взрослый человек, ведущий замкну тый образ жизни. В XVII–XVIII столетиях бобылями называли нетяглых лю дей, т. е. людей, на которых не распространялось тягло, поскольку они не име ли собственности, приносящей доход. Бобыли могли иметь свой дом (подворье), семью, работали на крестьянской земле на определённых услови ях, обеспечивающих существование его семьи. Были нередки случаи, когда крестьяне выдавали своих дочерей замуж за бобылей, и, таким образом, бо быль становился членом семьи крестьянина, но он не облагался налогом, по скольку не значился в писцовой книге. Бобыль, работая на крестьянской зем ле, при определённом усердии мог со временем взять землю в аренду или купить её и стать крестьянином.

Землю для ведения крестьянского хозяйства можно было взять под отра ботку, т. е. не выкупать за деньги, а отрабатывать определённое время, за зем лю, взятую в аренду у феодала. Такой вид отношений крестьян с землевла дельцем назывался барщиной, или издольщиной. Феодал получал ренту (доход) от сдаваемого земельного участка. Крестьянин мог вносить ренту день гами или продуктами — т. н. оброк. Продуктовый оброк был отменен земель ной реформой 1861 года.

Крестьянин — это хозяин, имевший землю, с которой он получал доход. Первый, по свидетельству И. В. Забелина, известный нам крестьянин дерев ни Кунцева Ивашка Иванов имел 5,75 десятин земли (около 6 гектар) под паш ней, парами, сенокосом и лесом. Ежегодно он накашивал 15 копён сена на корм домашнему скоту и на продажу, если предположить, что своё подворье он использовал как постоялый двор. Сколько едоков было в семье Ивашки

Деревня Давыдково, Верхняя улица. 1902 г.

Иванова, неизвестно, т. к. в крепостные книги того времени записывались только хозяева дворов, платившие налог, который взимался с дохода от соб ственности, а не с членов семьи. Судя по количеству обрабатываемой земли, у крестьянина И. Иванова имелась рабочая сила—помощники для работы по содержанию хозяйства, в лице бобыля Микитина и его семьи.

При рачительном, умелом ведении хозяйства бобыль мог, накопив опре делённые средства, прикупить землю или взять её в аренду. Состоятельные хозяева стремились расширить своё землевладение. Для обработки земли они привлекали на сезонные работы или на постоянную работу бездомных людей (казаков). Обычным делом было выдавать дочерей замуж за трудолюбивых наёмных работников, давая в качестве приданого средства на обустройство новой семьи — надел, жилой дом, домашний скот. Волостные (сельские) жи тели имели, как правило, большие семьи. Восемьдесять человек детей в се мье было обычным делом. Трудились все от мала до велика. Младшие пасли скот, помогали вести домашнее хозяйство. Если оказывались лишние руки в семье, их отдавали в обучение какомулибо ремеслу, чтобы не держать в доме лишний рот. Обычно при отце оставался старший сын — как продолжатель семейного дела. Младшие сыновья, если не находили применения в семей ном деле, отдавались в прислугу, подмастерья, в другие дома и при опреде лённом усердии становились работными (ремесленниками), торговыми, слу жилыми людьми. Нелюдь пополняла ряды праздношатающихся бездельни ков, обитателей трущоб и прочей публики.

Крестьяне кунцевских вотчин в силу особых условий в отличие от хлебо робных районов России имели соответствующий образ ведения своего хозяй ства. У них не было больших наделов пахотной земли, но было достаточно угодий для выпаса домашних животных и сенокосов. Территория располага ла обилием лесных массивов, в лесах много грибов, ягод, орехов, мест, при годных для пчеловодства. Близость Москвы обеспечивала надёжным рынком сбыта заготовленной продукции. В городе можно было найти работу, что яв лялось немаловажным условием дополнительного приработка крестьянской семьи в зимнее время, когда не велись сельскохозяйственные работы. Отхо жий промысел был обычным делом у крестьян. Иногда отходничество прино сило людям хорошие заработки. Временный уход крестьян из постоянного места жительства на заработки в города или на сельскохозяйственные работы в другую местность было особенно распространено среди оброчных крестьян, которые платили ежегодный оброк деньгами или продуктами. Если крестья не видели, что оброк непомерно велик у данного феодала, они могли уйти на заработок в город или перейти к другому помещику, где оброк брался в мень шем размере. Такой порядок обеспечивал относительно справедливое взима ние оброка, регулировал трудовые отношения между крестьянами и феодала ми, создавал конкуренцию на рынке труда.

Свободное перемещение сельского населения от одного феодала к друго му преследовалось правительством. Беглых людей ловили, наказывали, воз вращали на прежнее место. Но уходы крестьян от одного феодала к другому всё равно были нередким явлением. Бывали случаи, когда сами помещики переманивали крестьян друг у друга, предлагая им более выгодные условия. На этой почве возникали конфликты, доходившие иногда до столкновений между феодалами. О нравах землевладельцев, бояр будет сказано ниже, здесь приведу один случай. Когда боярин Матвеев в результате интриг был сослан, его сосед окольничий Хитрово не только переселил крестьян Матвеева в свою вотчину, но и перевёз дом опального дворянина вместе со скарбом.

Используются технологии uCoz