КНИГА О КУНЦЕВО Часть 1: Глава 1 Глава 2 Глава 3 Глава 4 Глава 5 Часть 2: Глава 1 Глава 2 Глава 3 Глава 4 Глава 5 Глава 6 Глава7 Глава8 Глава9 Глава 10 Главы 15-18 Главы 19-21 Главы 22-25 Часть 3 Глава 2. О НАЗВАНИЯХ КУНЦЕВСКОЙ МЕСТНОСТИ Место к западу от Москвы с давних времён обрело название Кунцево. Ког да именно появилось такое название, нам неизвестно. Первое письменное сообщение о кунцевской местности, расположенной вблизи Москвы, отно сится к 1454 г.. Тогда боярин великого князя Василия Дмитриевича Тёмного Петр Константинович, наместник Ростовский, отдал Успенскому собору Московского Кремля принадлежащие ему монастырь Святого Саввы, мель ницу в устье реки Сетунь и две деревни у местечка Крылатское. В середине XV века там же, на берегу речушки Фильки, находилась и де ревня Кунцево (место близ нынешней станции метро «Пионерская» Филёвс кой линии). На этой территории с давних пор известны более крупные поселения, та кие, как Крылатское, Мазилово, Давыдково, Сетунь, Троекурово, и другие. Но именно имя «Кунцево» закрепилось за этой местностью и дало название железнодорожной станции (1870 г.), городу районного подчинения (1926 г.), одному из районов Москвы (1968 г.), району Западного административного округа столицы (1991 г.). Что же обозначает само название Кунцево? Историческое исследование Подмосковья оставил нам известный русский историк, археолог Иван Егорович Забелин (1820–1909 гг.), автор редкой сей час книги «Кунцево и древний сетуньский стан» (М., 1873 г.). Забелин был одним из организаторов Исторического музея в Москве, а в 1883–1908 гг. — его директором. Большое внимание учёный уделял истории русского быта. Труды Забелина представляют богатый фактический материал по истории материаль ной культуры, быта, археологии и ис тории Москвы и Подмосковья.
По мнению Забелина, название местности Кунцево
восходит к XVII столетию. Уже тогда такое
название встречалось при обозначении топог
рафических местностей. В разговорном языке XVI
века сло во «кунка» означало милое, хорошее,
любезное. «Кунка», «куна», «куночка» означали
также: горсть, пригоршня, чаша, что в отношении
кунцевской местности может объяснять котлови ну
московского луга, напоминавше го широкую круглую
чашу. Слово «ку новорот» означало круг,
водоворот, водоверть, что может также указывать
на крутые, округлые извилины Мос квыреки в
районе Кунцева.
«Под Смоленском, — писал Забе лин, — есть село КунцевоМилово, что, возможно, указывает древний смысл этого названия». Местность со временного Кунцевского района из Иван Егорович Забелин древле привлекала взор живописным ландшафтом, разнообразием раститель ности и живности. Здесь устраивались царские охоты, ловля птиц, рыбы и другие потехи. Исследователи нашей местности указывают, что леса здесь были богаты пушным зверем, в частности куницами. Поэтому, утверждают они, название Кунцево может происходить от слова «куница». Пушной зверёк куница в Древней Руси имел, повидимому, широкое об разное понятие, что отразилось в русском языке как синоним ценного, пре красного, нужного. В древние времена куной называлась денежная единица, равная 1/50 части гривны. Куна на Руси обращалась до середины XIV — нача ла XV веков. Гривна, как счётная денежная единица в XVI веке, равнялась 10 копейкам. Из этого следует, что куна была мелкой денежной единицей, дос тупной не очень богатым людям, или, как сейчас говорится, среднему слою населения. Деревня Кунцево находилась на торговом пути. Торговые люди передвига лись по Москвереке или по Звенигородской дороге. При переезде из города в город (из земли в землю) торговцы платили проезжие пошлины (тамгу или мыта). Возможно, размер пошлины исчислялся в кунах. По некоторым при знакам деревня Кунцево могла быть таможней, где необходимо было опла тить пошлину за проезд кунами. Может быть, так закрепилось название места «куна — кунцево», на много лет ранее того времени, когда боярин Пётр Кон стантинович оформил дарственную, как сообщает известный нам письмен ный источник. Более ранние документы, объясняющие появление Кунцева, могли погибнуть в результате многочисленных пожаров, случавшихся в Мос кве. Много важных документов, например, сгорело в соборной церкви Моск вы, где они были собраны для хранения. Хан Тохтамыш (1382 г.) обманным путём вошёл тогда в Москву и в отместку за куликовский разгром татар сжёг город дотла. Дорога из Москвы в Звенигород и далее Рузу — Можайск — Смоленск была важным путём сообщения не только для торговли. Она имела оборонитель ное значение. Звенигород являлся форпостом на западных подступах к Моск ве с XIV века. Старосмоленская дорога в древние времена проходила севернее от совре менной дороги Москва — Можайск — Смоленск и далее. Сегодня сохрани лись названия отдельных участков той дороги, проходившей через Звениго род в Рузу — Можайск. В древние времена из Москвы на запад проходили три дороги: Звениго родская, Можайская, Боровская. По современным представлениям о доро гах те древние дороги можно называть дорогами с большой долей фантазии. Запад, югозапад, северозапад от Москвы представлял собой почти сплош ные непроходимые леса с множеством болот, ручьёв, речушек и рек. Две реки — Москва и Сетунь — с многочисленными приточными речушками об разовали как бы западное направление от Москвы: возвышенное плато, из резанное оврагами вдоль и поперёк. Словом, места труднопроходимые. По этому и дороги наши часто извилисты, они до сих пор ещё не все выпрямлены и повторяют старые тропы, обходившие разные препятствия на своём пути. Те тропы прокладывались дружинами князей, охранявшими подступы к Мос кве. В кунцевской местности находился Сетунский стан — сторожевой пост; южнее и севернее — другие станы. Тёплый стан означал сторожевой пост с избой, где можно было находиться безвыездно. Просто стан охранялся как бы наездами. Земли подмосковного Кунцева простирались на десятки километров на запад от Москвы. В XIV–XVIII веках они переходили из рук в руки в качестве жалованных князем за какиелибо заслуги боярам и становились родовой соб ственностью — вотчиной. Бояре, в свою очередь, могли подарить свою вотчи ну или часть её монастырю (церкви) «на поминок своих прародителей и роди телей, и по своей душе, и по всему своему роду...» Таким образом земля переходила в собственность митрополита. Кунцево и прилегающие боярские вотчины неоднократно становились «землёй митрополичьей», т. е. принадле жащей церкви. И здесь мы встречаем ещё одно понятие, связанное с «куной». В старые времена церковь была своего рода государством в государстве. Подчинялась вся церковная иерархия митрополиту, который следил за соблюдением цер ковного порядка, в том числе и сбором дани. Белое духовенство и монастыри собирали и вносили в церковную казну различные пошлины. Например, та кие как: благословенная куница (подать со священника при вступлении в дол жность); перехожая куница (при переходе из одного прихода в другой); яв ленная куница (при явке ставленной грамоты); соборная куница и др. В нашей местности церквей было много: в Троекурове, Филях, Волынс ком, Кунцеве, на Воробьёвых горах и т. д. Церковные дани, куницы, собира лись, наверное, регулярно и аккуратно. Деревня Кунцево находилась рядом с церковью Знамения Божией Мате ри, построенной в первой половине XVIII столетия, перестроенной в 1913 г. От прежней церкви сохранена западная кирпичная стена. Нельзя исключать, что на месте этой кирпичной постройки ещё ранее стояла деревянная цер ковь, как и церковь Покрова в Филях, перестроенная боярином Нарышки ным в кирпиче. Прежняя деревянная церковь Покрова в Филях была пост роена ещё в бытность князей Мстиславских (1572–1689 гг.). Поскольку Кунцевская земля дважды (1454 г.,1689 г.) становилась митрополичьей, не следует исключать, что название Кунцево както связано с церковными по шлинами — куницами. Название деревень, сёл, таких, как Давыдково, Волынское, Троекурово, и некоторых других связано с именами их владельцев. Другие названия насе лённых мест, вероятно, сохранили в себе причастность к характерным для этих мест занятиям людей. Так, например, существует легенда, что река Сетунь и одноимённый посёлок получили своё название от промысла, существовавшего здесь до недавнего времени: ловли птиц сетями. В зарослях и лугах вдоль бе регов реки Сетунь гнездятся разнообразные виды птиц. Жители Мазилова ут верждали, что название их деревни происходит от того, что в старые времена существовало требование к извозчикам, въезжающим в Москву, смазывать колёса телег дёгтем, дабы они не скрипели и не раздражали московский люд неприятным звуком. В Крылатском издревле занимались охотой. Здесь были охотничьи места царей Ивана IV, Алексея Михайловича, возможно, название места связано с соколиной охотой. Некоторые кунцевские деревни в разное время назывались подругому: Троекурово — Хорошевым, Одинцово — Артемоновым, Солнцево — Суко
Схема пешеходного маршрута экскурсии Фили—Кунцево,
1911 г. вым, Сетунь — Запрудной и т. д. Названия поселений проходили долгий путь, прежде чем утверждалось какоето одно. Объяснение названий различных мест связано с легендами, поверьями. В Кунцевском парке, например, сохранился холм с валами и рвами, покрытый чёрной землёй — напластованиями горо дища, древнего укреплённого поселения. У городища рос дубвеликан в че тыре обхвата, возраст дуба около тысячи лет. Этот феномен описал в «Жизни растений» К. А. Тимирязев, т. е. это факт достоверный. Само это место среди жителей Кунцева приобрело зловещую славу. Находя здесь «чёртовы пальцы» (окаменевших моллюсков), местные жители связывали место с нечистой си лой. М. Воскресенский написал роман «Проклятое место», основные действия которого происходят на этом холме. Старожилы на протяжении многих лет передавали легенду, что на том месте провалилась церковь, а ночью слышен звон колокола. Роман «Проклятое место» в своё время наделал много шума в среде читаю щей Москвы. Интерес к Кунцевскому городищу подогревался и тем, что в его центральной части были обнаружены каменные плиты с непонятными знака ми, вырезанными на них, и культовая фигура в виде истукана — степная ка менная баба около 3 м высотой. «Московские ведомости» в 1849–1950 гг. в нескольких номерах поместили статьи о загадочном открытии. В типографии Московского университета в 1850 г. была напечатана небольшая брошюрка академика М. И. Россе, в ней учёный делится своими мыслями от посещения «проклятого места». Россе предполагал, что это место захоронения неизвест ного племени, возможно, татарское кладбище, на что указывали и местные жители. Действительно, недалеко находилась деревня Татарово, упоминав шаяся в старинных документах и исчезнувшая совсем недавно, когда Кунце во вошло в границы Москвы. Правда, это место также называли и польским, и славянским кладбищем. Тайну «проклятого места» раскрыли работы, провёденные экспедицией Музея истории и реконструкции г. Москвы в 50е гг. прошлого века. Оказа лось, что место это было заселено в V–IV вв. до нашей эры. Здесь жил патриар хальный род — 50–60 человек. Холм был укреплён земляными валами и рвом глубиной до 5 метров. По периметру поселения стоял деревянный тын. Линия ми частоколов были опоясаны четыре специальные площадки. В центре горо дища находился большой бревенчатый дом с открытым очагом в средней час ти — общественное здание. Жилые дома располагались по краю площадки. Отдельные семьи составляли одну общину, единую патриархальную семью, не раздельно ведущую общее хозяйство. Главным занятием общины было ското водство, занимались здесь резьбой по кости, гончарным делом, обрабатывали металл. Кунцевское городище хорошо сохранилось и наиболее исследовано. Центральную часть верхней площадки Кунцевского городища прорезает древ нее кладбище XIII–XIV столетий. Каменные плиты этого кладбища, видимо, и осматривал академик Россе, исследуя «Проклятое место». Человеческая память хранит исторические названия мест своей родины вместе с ароматом родной природы, сказами своих предков, как завещание об истоках родства, сближающего людей. Неслучайно мы уважительно относим ся к понятию «земляк». В толковом словаре В. И. Даля находим: «земляк», «землячка» — единозе мец, одноземелец, соземелец, рождённый в одном с кемлибо государстве, об ласти, местности. В более широком смысле людей объединяет понятие «отечество», — это родная земля, отчизна, где ктолибо родился и вырос. Людей роднят земля, язык, вера. В старые времена именно так понималась отчизна. В наш просве щённый век, век интеграции, монополизации, глобализации, в обществен ном сознании происходит смещение духовных ценностей в сторону ценнос тей потребительских. Вероятно, это процесс естественный. И тем не менее мы видим неослабевающую потребность в сохранении исторического насле дия. Интерес к прошлому нашей планеты, животному и растительному миру, самой жизни на земле не ослабевает. |